Статья 1. Пределы действия Избирательного кодекса города
Москвы
2. Законы города Москвы, иные правовые акты города Москвы, касающиеся порядка организации и проведения выборов депутатов Московской городской Думы и выборов в органы местного самоуправления, не должны противоречить настоящему Кодексу. Если закон города Москвы, иной правовой акт города Москвы по вопросам порядка организации и проведения выборов депутатов Московской городской Думы и выборов в органы местного самоуправления противоречит настоящему Кодексу, применяются положения настоящего Кодекса.
Статья 2. Законодательство о выборах

    1. Выборы, указанные в статье 1 настоящего Кодекса, проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), Уставом города Москвы, настоящим Кодексом.
    2. В случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, Московская городская Дума, Мэр Москвы, муниципальные собрания внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - муниципальные собрания) и главы внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - главы муниципальных образований) могут принимать и издавать правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Кодекса.

Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе

    1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.
    2. В настоящем Кодексе также используются следующие понятия:
    1) выборы в органы местного самоуправления - выборы депутатов муниципального Собрания, выборы главы муниципального образования;
Статья 4. Принципы участия в выборах и избирательные права
П. 12. В соответствии с международными договорами Российской Федерации иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и жители города Москвы. определенного судом срока.
В остальных случаях иностранные граждане, а также лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, городских списков кандидатов, достижению определенного результата на выборах.

Статья 6. Назначение выборов
   3. Выборы в органы местного самоуправления назначаются муниципальными собраниями.

Статья 13. Избирательные округа по выборам в органы местного самоуправления
     1. Выборы главы муниципального образования проводятся по муниципальному избирательному округу.

Ст. 15 Система и статус избирательных комиссий
3. На выборах в органы местного самоуправления действуют следующие избирательные комиссии: комиссия муниципального образования, участковые комиссии.
7. Комиссии муниципальных образований действуют на постоянной основе и организуют подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления. Комиссия муниципального образования при проведении указанных выборов является вышестоящей по отношению к участковым комиссиям, действующим на территории этого муниципального образования. Правовой статус комиссии муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Полномочия комиссии муниципального образования по решению Городской комиссии, принятому на основании обращения соответствующего муниципального Собрания, могут быть возложены на территориальную комиссию, действующую на территории соответствующего муниципального образования.
13. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
    14. Решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации.
17. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий,

Статья 16. Общие условия формирования окружных, территориальных комиссий, комиссий муниципальных образований и участковых комиссий
9. Документом о выдвижении кандидатуры является протокол или выписка из протокола собрания избирателей, протокол, выписка из протокола заседания (собрания, конференции) или копия решения руководящего органа избирательного объединения, общественного объединения. Документ о выдвижении кандидатуры должен содержать:
    1) дату и место проведения собрания (заседания, конференции);
    2) число присутствовавших на собрании (заседании, конференции) участников;
    3) число участников, проголосовавших за выдвинутую кандидатуру;
    4) фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства выдвигаемой кандидатуры;
    5) наименование и (или) номер избирательной комиссии, в состав которой данная кандидатура выдвигается.
    10. Протокол или выписка из протокола собрания избирателей должны быть подписаны председателем и секретарем собрания с указанием адреса их места жительства.

       12. В заявлении о согласии быть членом избирательной комиссии должны быть указаны фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства выдвигаемой кандидатуры, наименование и (или) номер избирательной комиссии, в состав которой он выдвинут.
    13. В документе о выдвижении, в заявлении о согласии или в отдельной анкете о кандидатуре должны быть также указаны следующие сведения:
    1) образование;
    2) место работы и должность (род занятий);
    3) контактный телефон (телефоны);
    4) опыт работы в избирательных комиссиях с указанием уровня комиссии (участковая, территориальная, окружная) и года (лет) работы.
    14. Орган, формирующий избирательную комиссию, обязан рассматривать все поступившие предложения по кандидатурам в состав этой комиссии, оформленные в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 17. Порядок формирования и полномочия окружной комиссии

    1. Окружная комиссия формируется Городской комиссией в каждом избирательном округе в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса на основе предложений, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Кодекса, а также предложений муниципальных собраний муниципальных образований, входящих в состав соответствующего одномандатного избирательного округа, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
    2. Окружные комиссии формируются не позднее чем за  90 дней до дня голосования. Срок приема предложений по кандидатурам в состав окружных комиссий устанавливается Городской комиссией. Указанный срок не может составлять менее 10 дней.   

Статья 18. Порядок формирования и полномочия территориальной комиссии
  5. Территориальная комиссия:
  8) формирует участковые комиссии и назначает их председателей;

Статья 19. Порядок формирования и полномочия комиссии муниципального образования

    1. Комиссия муниципального образования формируется муниципальным Собранием на основе предложений, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Кодекса, а также на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений Городской комиссии и комиссии муниципального образования предыдущего состава.
Статья 19. Порядок формирования и полномочия комиссии муниципального образования
     1. Комиссия муниципального образования формируется муниципальным Собранием на основе предложений, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Кодекса, а также на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений Городской комиссии и комиссии муниципального образования предыдущего состава.
  7. Комиссия муниципального образования при проведении выборов в органы местного самоуправления:
4) формирует участковые комиссии и назначает их председателей;

Статья 20. Порядок формирования и полномочия участковой комиссии

    1. Участковая комиссия формируется вышестоящей территориальной комиссией или комиссией муниципального образования не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основе предложений, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Кодекса, а также предложений муниципального Собрания соответствующего муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы в количестве от 3 до 15 членов комиссии с правом решающего голоса в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, с учетом проводимых выборов.
Статья 21. Организация деятельности избирательных комиссий

5. Председатель комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке:
    1) при наличии предложения Городской комиссии - по предложению Городской комиссии;
    2) в случае отсутствия предложения Городской комиссии - по предложениям, внесенным членами комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
    6. Если предложенная Городской комиссией кандидатура на должность председателя комиссии муниципального образования будет отклонена, Городская комиссия обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
    7. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса.

Статья 22. Статус членов избирательной комиссии
     1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
10) лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
   3. Под непосредственным подчинением в настоящем Кодексе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.

16. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права:
    5) составлять протоколы об административных правонарушениях.

18. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа избирателей, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;

5) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа избирателей, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям;

Статья 25. Участие избирательных объединений в выборах депутатов Московской городской Думы и выборах в органы местного самоуправления
    2. На выборах в органы местного самоуправления избирательными объединениями являются … также иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и которые созданы в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрированы в соответствии с федеральным законом на уровне муниципального образования или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в органы местного самоуправления в связи с досрочным прекращением их полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.
Документы для предоставления в ТИК
Статья 31. Выдвижение кандидатов, городского списка кандидатов избирательным объединением

4. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данного избирательного объединения.
5. От каждого избирательного объединения может быть выдвинут только один кандидат на должность главы муниципального образования.
6. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть только одного кандидата в депутаты. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе.
Статья 32. Представление в избирательную комиссию документов по выдвижению кандидатов
1. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Кодексом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию (до 4 января 2008 г., но лучше до 01.01.08)
уведомления в письменной форме о выдвижении
и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность не более чем к одной политической партии либо к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением и заявлением
документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, общественного объединения.
Вместе с уведомлением и заявлением кандидат представляет
копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также
копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании,
основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий),
а если кандидат является депутатом, - сведения об этом.
3. Вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены
сведения о размере и источниках доходов кандидата (каждого кандидата из городского списка кандидатов),
а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из городского списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности),
о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме установленной Федеральным законом, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законодательством.
Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящей частью, это также указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
4. При выборах депутатов муниципального Собрания в муниципальном образовании, в котором избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные частью 3 настоящей статьи.
5. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения в депутаты Московской городской Думы, в депутаты муниципального Собрания, на должность главы муниципального образования, в уведомлении, указанном в части 1 настоящей статьи, информирует соответствующую избирательную комиссию о своем самовыдвижении.
7. Кандидат, выдвинутый в депутаты муниципального Собрания, на должность главы муниципального образования избирательным объединением, одновременно с документами, указанными в частях 1 и 3 настоящей статьи, представляет в комиссию муниципального образования
протокол или иной документ съезда (конференции, собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов, оформленный в соответствии с требованиями частей 12 и 13 статьи 31 настоящего Кодекса. Представление данных документов считается уведомлением о выдвижении кандидата в депутаты муниципального Собрания, кандидата на должность главы муниципального образования.
8. Документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Данные документы могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законодательством. Указанные документы принимаются соответствующей избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если уведомление представляется иным лицом - при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата, заверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые). Копия с этого документа изготавливается в комиссии в присутствии кандидата, заверяется подписью лица, принявшего уведомление, и прилагается к уведомлению. Кандидат (иное лицо) также предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат является депутатом.
9. Документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 настоящей статьи, должны быть представлены в избирательную комиссию, на которую настоящим Кодексом возложены полномочия по регистрации кандидатов на соответствующих выборах, в срок, указанный в статье 29 настоящего Кодекса.
11. Соответствующая избирательная комиссия обязана выдать лицу, представившему документы, указанные в частях 1, 3, 6 и 7 настоящей статьи, письменное подтверждение получения этих документов и справку для открытия специального избирательного счета. Указанные подтверждение и справка выдаются незамедлительно после представления документов.
Статья 35. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, городских списков кандидатов (До 18.00 мин. 16 января 2008 г.)
2. Для своей регистрации кандидат не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов представляет в соответствующую избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах по форме, установленной комиссией, организующей выборы, а также нотариально удостоверенные сведения о лицах, собиравших подписи избирателей и их подписи (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 1 и 3 статьи 32 настоящего Кодекса (если такие изменения имели место);
4) первый финансовый отчет кандидата.