Назначение члена ИК с совещательным голосом

ФЗ-67
Статья 22. Общие условия формирования ИК субъектов РФ, ИК мун. образований, окружных ИК, территориальных, УИК

1. ИК субъектов РФ, ИК мун. образований, ОИК, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, изб. блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД РФ, законодательном (представительном) органе гос. власти соответствующего субъекта РФ, общественных объединений.
2. ИК мун. образований, ОИК по выборам в органы гос. власти субъекта РФ, органы МСУ, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений изб. объединений, изб. блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе МСУ.
3. В случае досрочного прекращения полномочий ГД РФ, законодательного (представительного) органа гос. власти субъекта РФ, представительного органа МСУ право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за изб.и объединениями, изб.и блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в ГД РФ, законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ, представительном органе МСУ последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 23, пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 настоящего ФЗ.
4. В ИК может быть назначено не более одного  представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение, изб. блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.
5. Гос. и муниципальные служащие не могут составлять более  одной трети от общего числа членов ИК субъекта  РФ, ИК мун. образования, ОИК, территориальной, УИК.
7. Формирование ИК мун. образования осуществляется представительным органом МСУ на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений ИК мун. образования предыдущего состава, ИК субъекта РФ.
8. Представительный орган МСУ обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов ИК мун. образования на основе поступивших предложений:
а) политических партий, изб. блоков, выдвинувших федеральные  списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в  ГД РФ;
б) политических партий, изб. блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ;
в) изб. объединений, изб. блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе МСУ.
9. Представительный орган МСУ обязан назначить не менее двух членов ИК мун. образования на основе поступивших предложений ИК субъекта РФ.
ИК г. Москвы
Ст.16 п.  9. Документом о выдвижении кандидатуры является протокол или выписка из протокола собрания избирателей, протокол, выписка из протокола заседания (собрания, конференции) или копия решения руководящего органа избирательного объединения, общественного объединения.
Статья 18. Порядок формирования и полномочия территориальной комиссии

4. Формирование территориальной комиссии осуществляется Городской комиссией на основе предложений, указанных в части 1 статьи 16 настоящего Кодекса, а также предложений муниципального Собрания соответствующего муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной комиссии предыдущего состава в следующем количестве в зависимости от числа избирателей:
Ст. 22 п. 14. Кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата, списка кандидатов вправе назначить одного члена этой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, а в случае регистрации кандидата, списка кандидатов - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую нижестоящую избирательную комиссию. Избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, вправе назначить одного члена вышестоящей (по отношению к избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (кандидатов) избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Каждое избирательное объединение может назначить в избирательную комиссию не более одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2000 года N 69/787-3
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПО ВЫБОРАМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии со статьями 7, 12 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан, контроль за их соблюдением возлагается, в пределах компетенции, установленной Федеральным законом, на систему избирательных комиссий, включающую в себя Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные (районные, городские и другие) и участковые избирательные комиссии.
1. Общие положения
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 и пунктом 1 статьи 14 Федерального закона территориальные избирательные комиссии формируются не ранее чем за 53 дня и не позднее чем за 45 дней до дня голосования, то есть в период со 2 по 9 февраля 2000 года, в количестве 5-9 членов комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 и пунктом 2 статьи 14 Федерального закона участковые избирательные комиссии формируются в срок, который начинается не позднее чем через два дня со дня образования соответствующего избирательного участка и истекает за 20 дней до дня голосования, то есть не позднее 6 марта 2000 года, в количестве, зависящем от числа избирателей, зарегистрированных на его территории:
до 1000 избирателей - 3-7 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2000 избирателей - 5-11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
более 2000 избирателей - 5-15 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В исключительных случаях - на избирательных участках, образованных в срок до 22 марта 2000 года в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах), в труднодоступных и отдаленных местностях, - участковые избирательные комиссии формируются не позднее чем за два дня до дня голосования, то есть не позднее 23 марта 2000 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона при совмещении с днем голосования на выборах Президента Российской Федерации дня голосования на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления максимальное количество членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре человека. При этом дополнительная оплата труда таких членов избирательных комиссий производится за счет средств соответствующего бюджета.
2. Условия формирования избирательных комиссий
2.1. Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии формируются в районах, городах, других административно-территориальных единицах субъектов Российской Федерации. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей формируется несколько территориальных избирательных комиссий, при этом не допускается образование системы территориальных избирательных комиссий, при которой одни из них являются вышестоящими по отношению к другим. Проект указанного решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен быть представлен в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем за 70 дней до дня голосования, то есть не позднее 15 января 2000 года. Центральная избирательная комиссия уведомляет избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о своем решении не позднее чем за 65 дней до дня голосования, то есть не позднее 20 января 2000 года.
2.2. Если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, не противоречащим требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", территориальная избирательная комиссия осуществляет свою деятельность на постоянной основе, по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, согласованному с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации могут быть возложены на указанную избирательную комиссию. Проект соответствующего решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации должен быть представлен в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем за 70 дней до дня голосования, то есть не позднее 15 января 2000 года. К указанному проекту решения должны быть приложены заключение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о соответствии порядка формирования территориальных избирательных комиссий, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, федеральному законодательству, сведения о правовых основах деятельности комиссий, их составе и сроке истечения полномочий. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации уведомляет избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о своем решении не позднее чем за 65 дней до дня голосования, то есть не позднее 20 января 2000 года.
2.3. Перечень территориальных избирательных комиссий, формируемых на территории субъекта Российской Федерации, утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом административно-территориального деления субъекта Российской Федерации, а также размещения действующих комплексов средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Перечень утверждается не позднее чем за 60 дней до дня голосования, то есть не позднее 25 января 2000 года, и в течение двух дней со дня его утверждения, то есть не позднее 27 января 2000 года, направляется в представительные органы местного самоуправления и публикуется в региональных и местных средствах массовой информации.
2.4. Участковые избирательные комиссии формируются на каждом избирательном участке.
2.5. Количественный состав формируемых территориальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий определяется представительным органом местного самоуправления.
Если в формировании территориальной избирательной комиссии участвуют два и более представительных органа местного самоуправления, порядок принятия решения о ее составе, в том числе и количественном, устанавливается указанными представительными органами самостоятельно, причем органам местного самоуправления может быть предоставлено право участия в формировании избирательной комиссии, исходя из числа избирателей, зарегистрированных на территориях соответствующих муниципальных образований, их доступности и отдаленности, состояния транспорта, связи, иных условий.
Количественный состав таких территориальных избирательных комиссий и конкретное число членов комиссий, назначаемых каждым из представительных органов местного самоуправления, может устанавливаться решением собрания уполномоченных представителей, назначаемых соответствующими представительными органами местного самоуправления. Указанное решение должно быть опубликовано избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в региональных средствах массовой информации в течение двух дней со дня проведения собрания уполномоченных представителей, которое организует и проводит избирательная комиссия субъекта Российской Федерации не позднее чем за 55 дней до дня голосования, то есть не позднее 30 января 2000 года.
Если представительные органы местного самоуправления не приняли в срок до 31 января 2000 года согласованного решения о порядке формирования соответствующей территориальной избирательной комиссии, указанная комиссия формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному пунктом 4.3 настоящего Разъяснения.
2.6. Количественный состав территориальных избирательных комиссий, формируемых в районах, иных административно-территориальных единицах, в которых созданы предусмотренные законодательством субъекта Российской Федерации территориальные органы государственной власти, определяется исходя из числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, доступности и отдаленности отдельных местностей, состояния транспорта, связи, иных условий. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вносит предложения по их количественному составу.
Представительный либо исполнительный орган государственной власти района, иной административно-территориальной единицы, который первым назначает часть состава территориальной избирательной комиссии, учитывает предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Территориальный орган государственной власти района, иной административно-территориальной единицы, который вторым назначает часть состава территориальной избирательной комиссии, обязан исходить из того, что обе части состава избирательной комиссии должны быть равны.
3. Порядок назначения членов избирательных комиссий с правом решающего голоса
3.1. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона члены территориальных избирательных комиссий назначаются представительным органом (представительными органами) местного самоуправления, территориальными органами государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе, а члены участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
3.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона членом территориальной или участковой избирательной комиссии может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший на день назначения возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона членами избирательных комиссий не могут быть граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
выборные должностные лица органов государственной власти и выборные должностные лица местного самоуправления;
судьи;
прокуроры;
кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их доверенные лица;
уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, члены и уполномоченные представители инициативных групп избирателей, выдвинувших кандидатов;
члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
супруги и близкие родственники супругов (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов;
лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона член одной избирательной комиссии по выборам Президента Российской Федерации с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии по выборам Президента Российской Федерации с правом решающего голоса.
Для назначения членами территориальных и участковых избирательных комиссий рекомендуется предлагать кандидатуры тех граждан Российской Федерации, которые постоянно или преимущественно проживают на соответствующей территории.
3.3. Представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц обязаны опубликовать (для участковых избирательных комиссий - обнародовать) информационное сообщение о формировании избирательных комиссий:
территориальных - не позднее чем за 55 дней до дня голосования, или не позднее 30 января 2000 года;
участковых - в течение дня со дня принятия (подписания) главой муниципального образования (лицом, уполномоченным на то в соответствии с пунктом 2 статьи 24 либо пунктом 3 статьи 83 Федерального закона) решения об образовании избирательных участков.
Указанное сообщение должно содержать информацию о сроке и месте представления предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, причем для территориальных избирательных комиссий этот срок должен составлять не менее четырех дней.
Если представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц не опубликуют (не обнародуют) такое сообщение в указанные сроки, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (территориальная избирательная комиссия) в течение суток публикует (обнародует) информацию о порядке и сроках формирования соответствующей территориальной (участковых) избирательной комиссии (избирательных комиссий).
3.4. Кандидатуры, предлагаемые для назначения членами территориальных и участковых избирательных комиссий от имени избирательного объединения, избирательного блока определяются решением соответственно органа общероссийского политического общественного объединения, органа данного избирательного блока, полномочного принимать такое решение, либо по их письменному поручению решением руководящих органов региональных (межрегиональных, местных) организаций (отделений), соответственно, указанного политического общественного объединения, общероссийских политических общественных объединений, входящих в избирательный блок, действующих на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования. При этом избирательный блок вправе определить, что предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий, формируемых на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования вносятся либо согласованным решением всех действующих на данной территории региональных (межрегиональных, местных) организаций (отделений) общероссийских политических общественных объединений, входящих в избирательный блок, либо решением одной действующей на данной территории региональной (межрегиональной, местной) организации (отделения) общероссийского политического общественного объединения, входящего в избирательный блок.
Соответствующее поручение должно быть оформлено решением органа общероссийского политического общественного объединения, избирательного блока, полномочного принимать данное решение, подписано его руководителем (руководителями) и иметь регистрационный номер.
Иные общественные объединения, в том числе политические, вправе вносить предложения о кандидатурах в состав территориальных и участковых избирательных комиссий при условии, что они созданы и зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об общественных объединениях".
Решение общественного объединения, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе, о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий должно быть принято в порядке, закрепленном в уставе общественного объединения или в решении его органа, полномочного принимать такое решение, в регламенте или постановлении территориальной избирательной комиссии, и подписано его (ее) руководителем (руководителями).
Собрание избирателей по предложению кандидатур в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии проводится по инициативе избирателя или группы избирателей по месту их жительства, работы, службы, учебы, при этом число участников собрания не ограничивается.
Решение собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий должно быть оформлено выпиской из протокола собрания (образец прилагается)*.
Все субъекты, наделенные правом предлагать кандидатуры в состав соответствующих избирательных комиссий, могут вносить предложения по нескольким кандидатурам, а органы, назначающие членов этих комиссий, не вправе требовать замены предлагаемых кандидатур.
3.5. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий должно быть принято не ранее дня опубликования решения о назначении выборов Президента Российской Федерации и не позднее дня принятия решения о назначении членов избирательной комиссии.
Предложение кандидатуры в состав соответствующей избирательной комиссии от имени избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, если она действовала на постоянной основе, от собрания избирателей вносится его (ее) руководителем (уполномоченным представителем) в орган (органы), назначающий (назначающие) членов избирательной комиссии, с момента:
опубликования решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации об утверждении перечня территориальных избирательных комиссий, формируемых на территории субъекта Российской Федерации (для территориальных избирательных комиссий);
образования избирательных участков (для участковых избирательных комиссий).
Представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц обязаны регистрировать поступающие предложения.
К решениям о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий прилагаются:
1) сведения о кандидатуре (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, номер служебного и домашнего телефона, серия и номер паспорта или заменяющего его документа, сведения об участии в организации и проведении избирательных кампаний), подписанные этим лицом;
2) письменное согласие лица, предлагаемого в состав соответствующей избирательной комиссии в качестве ее члена с правом решающего голоса, на такое назначение.
Сведения о кандидатуре в состав соответствующей избирательной комиссии составляются предложившим его субъектом, имеющим право на такое предложение.
3.6. При предварительном рассмотрении поступающих предложений представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц могут проводить консультации с участием представителей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных избирательных комиссий.
Целесообразность проведения консультаций объясняется необходимостью согласованного выполнения представительными органами местного самоуправления, территориальными органами государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц установленных Федеральным законом дополнительных требований по составу избирательных комиссий:
а) не менее одной трети назначаемого соответствующими органами количества членов избирательной комиссии назначается на основе предложений, поступивших от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), а также на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, а если указанные избирательные объединения, избирательные блоки не представят необходимого количества предложений, - от иных политических общественных объединений;
б) государственные и муниципальные служащие не должны составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. При определении числа членов избирательной комиссии, составляющего не более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в меньшую сторону. Например, если установлено, что количественный состав избирательной комиссии 8 человек, то не более одной трети от 8 составит 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные должности должны быть предусмотрены в Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих либо в перечне государственных должностей государственных служащих субъекта Российской Федерации, установленном законом субъекта Российской Федерации, иным нормативным актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц обязаны назначить не менее одной трети назначаемого ими числа членов соответствующей избирательной комиссии на основе предложений, поступивших от избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе, избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) представительных органах местного самоуправления, предусмотрев такую процедуру назначения, которая обеспечит безусловную реализацию этой нормы. При этом рекомендуется учесть предложения, поступившие от каждого из указанных избирательных объединений, избирательных блоков.
При определении числа членов избирательной комиссии, составляющего не менее одной трети от назначаемого указанными органами количества членов избирательной комиссии, полученное дробное число округляется в большую сторону. Например, если определено, что уполномоченный орган назначает 7 членов избирательной комиссии, то не менее одной трети составит 3.
Если количество кандидатур, представленных избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в Государственной Думе, избирательными объединениями, избирательными блоками, имеющими фракции в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) представительном органе (представительных органах) местного самоуправления, недостаточно для назначения не менее одной трети состава соответствующей избирательной комиссии, уполномоченный орган (уполномоченные органы) на основе предложений других политических общественных объединений назначает столько членов избирательной комиссии, сколько необходимо для соблюдения определенной в соответствии с Федеральным законом минимальной нормы обязательного представительства в избирательной комиссии политических общественных объединений. При этом в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений.
По усмотрению органа (органов), назначающих членов избирательной комиссии, в ее состав может быть назначено и более одной трети членов комиссии на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, иных политических общественных объединений, но при условии соблюдения других требований федерального законодательства.
Представительные органы местного самоуправления, территориальные органы государственной власти района, иной административно-территориальной единицы не вправе предъявлять к кандидатам требования, не предусмотренные федеральным законодательством.
Если количество предложенных кандидатур недостаточно для формирования избирательной комиссии в соответствии с порядком, определенным Федеральным законом и настоящим Разъяснением, органы (орган), назначающие членов избирательной комиссии, обязаны обратиться к избирательным объединениям, избирательным блокам, общественным объединениям, избирателям с предложением дополнительно представить кандидатуры для назначения в состав избирательной комиссии в двухдневный срок.
Если на территории избирательного участка, района, города, иной административно-территориальной единицы дислоцирована воинская часть (воинские части) представительный орган (представительные органы) местного самоуправления назначает в состав соответствующей участковой, территориальной избирательной комиссии представителя (представителей) воинской части (воинских частей), имеющего допуск к работе с документами, содержащими сведения об избирателях-военнослужащих. Командир воинской части направляет в представительный орган (представительные органы) местного самоуправления решение общего собрания воинской части о предложении соответствующей кандидатуры (соответствующих кандидатур) в состав участковой избирательной комиссии в течение двух дней после принятия (подписания) главой муниципального образования (уполномоченным лицом) решения об образовании избирательного участка, а в состав территориальной избирательной комиссии - не позднее срока, определенного в информации о ее формировании.
3.7. Решения представительных органов местного самоуправления, территориальных органов государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц о назначении членов соответствующих избирательных комиссий должны быть опубликованы (обнародованы) в течение трех дней со дня их принятия (подписания).
3.8. В соответствии с пунктом 9 статьи 14 Федерального закона на избирательном участке, образованном на полярной станции, на судне, находящемся в плавании, или на территории воинской части, расположенной в обособленном, удаленном от населенных пунктов районе, состав участковой избирательной комиссии назначается на основании решения собрания избирателей соответствующего трудового или воинского коллектива соответственно руководителем полярной станции, капитаном судна, командиром воинской части в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Разъяснения, а в исключительных случаях - не позднее чем за четыре дня до дня голосования, то есть не позднее 21 марта 2000 года.
В соответствии с пунктом 10 статьи 14 Федерального закона на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, состав участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, в сроки, указанные в пункте 1 настоящего Разъяснения.
4. Особенности формирования избирательных комиссий в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 14 Федерального закона
4.1. Если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления, территориальный орган (территориальные органы) государственной власти района, иной административно-территориальной единицы не назначил состав либо часть состава территориальной, участковой избирательной комиссии в срок, установленный пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона, формирование либо назначение части состава территориальной избирательной комиссии производится избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в трехдневный срок, а формирование либо назначение части состава участковой избирательной комиссии - соответствующей территориальной избирательной комиссией в двухдневный срок на основе предложений о кандидатурах в состав территориальной, участковой избирательной комиссии, поступивших в указанные органы. Эти предложения по требованию избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (территориальной избирательной комиссии) представляются в ее распоряжение территориальным органом (территориальными органами) государственной власти района, иной административно-территориальной единицы, представительным органом (представительными органами) местного самоуправления в двухдневный срок (в течение суток).
Если представительный орган (представительные органы) местного самоуправления, территориальный орган (территориальные органы) государственной власти района, иной административно-территориальной единицы не представят избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (территориальной избирательной комиссии) поступившие предложения в вышеуказанные сроки, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (территориальная избирательная комиссия) вправе обратиться к субъектам, имеющим право предлагать кандидатуры в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии, с предложением о повторном представлении кандидатур.
4.2. Решение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (территориальной избирательной комиссии) о формировании территориальной (участковой) избирательной комиссии либо о назначении части ее состава должно быть опубликовано (обнародовано) не позднее чем через три дня после истечения сроков формирования территориальных (участковых) избирательных комиссий, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия направляет соответствующее решение в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации.
4.3. Формирование территориальной (участковой) избирательной комиссии при отсутствии на данной территории представительного органа местного самоуправления производится избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (территориальной избирательной комиссией) в срок, установленный пунктами 1, 2 статьи 14 Федерального закона. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации (территориальная избирательная комиссия) публикует (обнародует) информационное сообщение о формировании территориальной (участковой) избирательной комиссии в порядке, определенном настоящим Разъяснением. Предложения о кандидатурах в состав территориальной (участковой) избирательной комиссии представляются избирательной комиссии субъекта Российской Федерации (территориальной избирательной комиссии) в срок, определенный в информационном сообщении.
4.4. Если территориальная избирательная комиссия не принимает решения о формировании либо назначении части состава участковой избирательной комиссии в указанные выше сроки, формирование либо назначение части ее состава производится избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в трехдневный срок.
5. Сроки и порядок проведения первого (организационного) заседания территориальной (участковой) избирательной комиссии
5.1. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона избирательная комиссия, действующая на непостоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем через три дня после ее формирования.
Указанные сроки отсчитываются со дня принятия (подписания) решения представительного органа (представительных органов) местного самоуправления, территориальных органов государственной власти районов, иных административно-территориальных единиц о назначении членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса либо решения того из органов, которое принято позднее.
Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем участвует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5.2. Дата, место и время проведения первого заседания территориальной, участковой избирательной комиссии назначаются органом (органами), осуществлявшим (осуществлявшими) ее формирование, о чем немедленно информируются члены избирательной комиссии с правом решающего голоса и публикуется (обнародуется) информационное сообщение.
5.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5.4. Открывает и ведет первое заседание избирательной комиссии до избрания ее председателя старейший по возрасту член избирательной комиссии или один из членов комиссии, которому по просьбе старейшего по возрасту члена комиссии голосованием поручается вести заседание.
Избирательная комиссия открытым голосованием образует счетную комиссию в составе двух-трех членов комиссии для избрания председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии. Из своего состава члены счетной комиссии избирают ее председателя.
5.5. Голосование по избранию председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится по каждой должности отдельно. До голосования члены комиссии выдвигают кандидатов на эти должности. Член комиссии может выдвинуть свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на эти должности, может проводиться обсуждение, в ходе которого члены комиссии вправе задавать вопросы кандидату и получать на них ответы.
Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на должность председателя, заместителя председателя и секретаря, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод не подлежит обсуждению и принимается комиссией.
Если член счетной комиссии включен в число кандидатов на указанные должности, избирательная комиссия выводит его из состава счетной комиссии и избирает нового.
Избирательная комиссия по предложению счетной комиссии открытым голосованием утверждает текст бюллетеня для голосования по выборам председателя комиссии. Если на должность председателя выдвинуто два и более кандидатов, то фамилии, имена и отчества кандидатов, выдвинутых на должность председателя комиссии, помещаются в бюллетене для голосования в алфавитном порядке. Справа против фамилии, имени и отчества кандидата помещается пустой квадрат. После фамилии (фамилий) кандидата (кандидатов) помещается строка "Против кандидата (всех кандидатов)", справа от которой помещается пустой квадрат.
Каждому члену комиссии председатель счетной комиссии выдает под расписку бюллетень, на обороте которого в присутствии членов избирательной комиссии расписываются члены счетной комиссии.
Заполняя бюллетень, член избирательной комиссии ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии, имени и отчества того кандидата, за которого он голосует, или в квадрате напротив строки "Против кандидата (всех кандидатов)".
5.6. По окончании подачи голосов председатель счетной комиссии объявляет голосование законченным и в присутствии членов комиссии подсчитывает и погашает неиспользованные бюллетени.
Счетная комиссия в присутствии членов избирательной комиссии вскрывает ящик для голосования и проверяет действительность бюллетеней. Бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление голосовавшего, признаются счетной комиссией недействительными. Затем устанавливается общее количество находящихся в ящике для голосования действительных бюллетеней и подсчитывается число голосов, полученных кандидатом (каждым кандидатом) на должность председателя комиссии.
Счетная комиссия на основании подсчета голосов составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные:
наименование должности, на которую проводится избрание;
дата, время и место проведения голосования;
фамилия, имя и отчество кандидата (кандидатов), внесенные в бюллетени;
число изготовленных бюллетеней;
число выданных бюллетеней;
число погашенных бюллетеней;
число бюллетеней, обнаруженных в ящике для голосования;
число действительных бюллетеней;
число недействительных бюллетеней;
число голосов, поданных за кандидата (каждого кандидата, если в бюллетень включено два и более кандидатов).
Избранным председателем комиссии в соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона считается кандидат - член комиссии, за которого подано более половины голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
По итогам голосования избирательная комиссия на основании протокола об итогах голосования, составленного счетной комиссией, принимает одно из следующих решений:
об избрании председателем комиссии - члена комиссии, получившего необходимое большинство голосов;
о проведении новых выборов начиная с выдвижения кандидатур, если ни один из кандидатов - членов комиссии не получил необходимое для избрания число голосов.
Решения избирательной комиссии принимаются открытым голосованием на заседаниях комиссии. При принятии избирательной комиссией решения член избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с пунктом 10 статьи 23 Федерального закона может голосовать только "за" или "против" предложения, вынесенного на голосование.
5.7. Избрание заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии проводится с соблюдением процедур, установленных при выборах председателя комиссии.
Бюллетени для голосования по выборам председателя, заместителя и секретаря избирательной комиссии после голосования помещаются в конверт, который заклеивается, опечатывается и приобщается к протоколу заседания комиссии. К этому же протоколу приобщаются протоколы счетной комиссии об итогах голосования.